Тюренков Михаил. Консервативное обновление: Исторический шанс Русской Церкви

Фото: up.tsargrad.tv
Украинский автокефалистский проект призван ослабить Русскую Православную Церковь, однако делает нас сильнее в защите святоотеческой веры.
На протяжении всей своей тысячелетней истории Русская Церковь пережила немало испытаний: от времен ордынского ига до польско-литовского и наполеоновских нашествий и, конечно же, кровавого Раскола XVII столетия, а также агрессивно-богоборческих гонений века XX.
Однако во всех этих испытания наша Церковь не только выстояла, но укрепилась, явив миру множество святых, в том числе – новомучеников и исповедников недавнего прошлого.
Сегодняшняя смута, начавшаяся на Украине, и из-за действий Константинопольского патриархата перекинувшаяся на весь Православный мир, не менее опасна и трагична. Но в то же время предоставляет Русской Церкви уникальный исторический шанс. Шанс, который позволяет проделать серьезную работу над ошибками новейшей церковной истории, совершив подлинное консервативное, святоотеческое обновление всего Мирового Православия. Однако, прежде чем определиться, каким должно быть это обновление, необходимо сделать небольшой исторический экскурс.

Фанариотская смута. Предыстория
Казалось бы, то, что происходило в России столетие назад – революционная смута, гражданская война, безбожные пятилетки, насаждение обновленческого раскола и постоянные репрессии в отношении православных клириков и мирян - не оставляли надежд на сохранение Русского Православия. Как известно, к началу Великой Отечественной войны на территории современной России не было ни одного действующего монастыря, а большинство архипастырей Русской Церкви были либо уже расстреляны, либо находились в лагерях и тюрьмах.
И в то же время на территории Советского Союза действовали псевдоправославные обновленческие секты. Еще в 1920-х годах они были созданы большевистскими властями (при «моральной» поддержке Константинопольских патриархов) в качестве «прогрессивной альтернативы» контрреволюционному «черносотенному» духовенству Московского Патриархата. Количественно обновленцы всегда уступали «староцерковникам» (так именовались подлинные христиане), однако им удалось захватить немало православных храмов.
Участие Константинопольского патриархата в советских антицерковных гонениях 1920-30-х годов является отдельной темой, подробно разобранной в книге священника Александра Мазырина и Андрея Кострюкова «Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в XX веке». Стоит лишь заметить, что уже вскоре после гражданской войны именно Фанар инициировал целый ряд автокефалистских и автономистских церковных проектов, в результате которых от Московского Патриархата были оторваны Польская, Финляндская, Латвийская и Эстонская Церкви.
Более того, именно Фанар активно покушался на русские православные общины и приходы в диаспоре, «Русском Зарубежье», а также спровоцировал первые раскольнические проекты на Украине и в Белоруссии. В итоге, как совершенно справедливо отмечает священник Александр Мазырин, еще в первой половине XX века:
Своей политикой в отношении Русской Церкви Фанар до предела дискредитировал себя, даже в глазах... неуемных эллинофилов... Константинопольский патриарх как «верховный судья для православных христиан всех стран» остался в прошлом. Неуместность такого судейства в Православной Церкви должна стать для всех очевидной.
Словом, трагедия, разворачивающаяся сегодня в землях Юго-Западной Руси, уже была отрепетирована столетием ранее. С теми же сценаристами и режиссерами и практически теми же декорациями. Однако прошло лишь несколько десятилетий, и Русская Православная Церковь возродилась практически в том же величии.
Ревность не по разуму и ревность о вере
Русское церковное возрождение рубежа веков, по сути, Второе Крещение Руси вызвало поистине нехристианскую ревность у того же Фанара. Чьи восточно-папистские властолюбивые устремления не позволяют турецкоподданным первоиерархам смириться с положением «первых среди равных» в равноправной семье Православных Поместных Церквей.
Именно эта ревность не по христианскому разуму, ревность не о вере, а о собственных амбициях и привела Константинопольский патриархат к поддержке украинского раскольнического автокефалистского проекта. А соответственно – к разжиганию братоубийственного конфликта в землях Юго-Западной Руси.
В свою очередь, Русская Церковь никогда не претендовала на лавры Церкви Константинопольской. Более того, получила свою автокефалию, церковную независимость, исключительно из-за впадения Константинополя в середине XV века в латинскую ересь – Флорентийскую унию. А затем, как следствие, окончательного падения былой Империи Ромеев (Византии) под ударами турок-османов.
И даже идея Москвы как Третьего Рима не была горделивой, поскольку не предполагала особых властных полномочий Русских Первосвятителей.
Вот как разъяснил в интервью телеканалу «Царьград» доктор исторических и кандидат философских наук, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) профессор Николай Лисовой: «Когда старец Филофей сказал, что «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать», это было не горделивым лозунгом, мол, «мы – самые лучшие и самые высшие». Смысл этого был иным: «Ребята, мы – последний окоп, отступать некуда, если нас не станет, то и Православия не станет». И это понимание постепенно восторжествовало во всем Православном мире. Вплоть до того, что те же Восточные Патриархи, которые после этого поехали в Москву – кто за милостыней, кто за политической поддержкой – сами признали нас Третьим Римом, а Русскую Церковь – последним оплотом Православия на Земле».
И это тоже было ревностью. Но ревностью подлинной, христианской – ревностью о православной вере. О том, что даже в условиях тотальных вызовов окружающего мира мы должны сберечь святоотеческое Православие, свободное от западных еретических суемудрий и защищенное властью христолюбивого «Белого Царя» от восточного ига.
Консервативное обновление: не данность, но задание
И вот сейчас мы подходим к самому главному и интересному. Вся церковная история последних столетий показывает: под давлением с Запада и Востока всем Поместным Церквам, включая Русскую, приходилось идти на компромиссы с духом века сего. Нам удалось сохранить богословско-догматическую чистоту, но в следовании канонам, а также самому святоотеческому духу многое было утрачено.
Увы, это соблазняло многих последовательных традиционалистов. Так, во второй половине XVII века русские «ревнители древлего благочестия» категорически не приняли церковную реформу, совершавшуюся в значительной степени по западно-христианским и новогреческим лекалам. Тотальное, под страхом смерти, запрещение древних богослужебных книг, чинов и обрядов привело к самому страшному в нашей истории расколу, гибели многих тысяч русских людей. В итоге западнические реформы XVIII века, включая секуляризацию социально-экономической и культурной жизни России, легли на уже подготовленную почву.
И только во второй половине XIX – XX веке, в том числе в тяжелейших условиях богоборческих гонений, Русская Церковь постепенно стала возвращаться к святоотеческим основам. Символов тому достаточно много – от переводов на современный русский язык творений святых отцов первых веков христианства до деяний Поместного Собора 1971 года, отменивших антистарообрядческие постановления 300-летней давности (к которым в значительной степени были причастны греческие иерархи того времени):
Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно-верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.
Однако если на протяжении почти полувека об этих соборных решениях знали лишь немногие, то сегодня они обретают особую актуальность. Сама логика этих деяний позволяет пересмотреть многие события русской церковной истории, освободившись от либерально-западнических напластований последних столетий. И ровно то же мы можем предложить всему Православному миру, испытавшему такие же западные влияния в значительной степени под давлением Константинопольского патриархата.
Напомним, в 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий (Метаксакис), либеральный русофоб, греческий националист (и вместе с тем – член масонской ложи) инициировал «Всеправославный конгресс», начавший календарную реформу. Именно либерально-обновленческая реформа церковного календаря в западном стиле тогда породила целый ряд консервативных «старостильнических» расколов (к которых относится многомиллионная «Православная старостильная церковь Румынии», а также афонские «зилоты» во главе с крупным святогорским монастырем Эсфигмен).
Увы, как и любой другой раскол, старостильники очень быстро стали дробиться дальше, но сама идея сопротивления либеральному обновленчеству была справедливой, и вплоть до сегодняшнего дня ее поддерживают многие клирики и миряне Православных Поместных Церквей. В их числе был и архимандрит Епифаний (Феодоропулос) – один из самых известных богословов Элладской Православной Церкви второй половины XX века, ныне почитающийся в Греции как святой старец.
Последовательный критик либерально-обновленческого курса Константинопольского патриархата, но вместе с тем – противник крайнего зилотства, борец за церковное единство, отец Епифаний до последнего надеялся на покаяние патриарха Афинагора (ученика патриарха-масона Мелетия, также обновленца, масона и активного филокатолика, учителя сегодняшнего патриарха Варфоломея), которому писал письма, исполненные искренней скорби: «Вы зашли уже слишком далеко. Ваши стопы касаются потоков Рубикона. Терпение тысяч благочестивых душ: священнослужителей и мирян – непрерывно истощается. Ради Господней любви, поверните назад! Не надо производить в Церкви расколы и разделения. Пытаясь не замечать разногласия, Вы добьётесь одного – разорвёте единое и вызовете появление трещин на почве, доныне твёрдой и монолитной. Осознайте это и опомнитесь!»
К сожалению, во второй половине XX века православных консерваторов слушали мало. Но именно сегодня, когда главный очаг либерального обновленчества – Константинопольский патриархат – совершает ошибку за ошибкой, преступление за преступлением, у Русской Православной Церкви, уже прекратившей молитвенное поминовение патриарха Варфоломея, появляется возможность возглавить консервативное сопротивление. Да, для этого требуется определенная экклезиологическая (церковно-политическая) смелость, подобная той, которая в 2007 году привела к воссоединению с Русской Зарубежной Церковью. Но продемонстрировать консервативному большинству всего Православного мира, что существует Церковь, сказавшая «стоп!» компромиссам с модернистским духом века сего, сегодня можно и должно.

Источник – «Царьград»


 
По теме
ЦНЦ «Православная энциклопедия» приступает к публикации комментариев к историко-каноническим исследованиям Константинопольского Патриархата по украинской проблеме - Иваново-Вознесенская епархия Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» опубликовал первые комментарии к историко-каноническим исследованиям Константинопольского Патриархата по украинской проблеме.
09.10.2018
Комментарий к «Заявлению Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви» Александр Щипков,
17.09.2018
Митрополит Волоколамский Иларион: Решение приостановить молитвенное поминовение за богослужением Константинопольского Патриарха не означает полного разрыва евхаристического общения - Иваново-Вознесенская епархия 14 сентября по завершении экстренного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, участники которого обсудили чрезвычайную ситуацию,
15.09.2018
 
Священный Синод Русской Православной Церкви в своем заседании, прошедшем под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 14.09.2018 г., принял следующее решение :
14.09.2018
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви - Иваново-Вознесенская епархия Заявление принято на внеочередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 сентября 2018 года.
14.09.2018
 
Вечером 16 декабря в Успенском кафедральном соборе города Иваново митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф совершил Параклисис - молебное пение с акафистом иконе Божией Матери «Скоропослушница».
16.12.2018
16 декабря, в Неделю 29-й по Пятидесятнице, день памяти пророка Софонии и преподобного Саввы Сторожевского митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Илсиф совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе
16.12.2018
 
15 декабря, в канун Недели 29-й по Пятидесятнице, памяти пророка Софонии и преподобного Саввы Сторожевского митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе горо
15.12.2018
САЙТЫ-ДВОЙНИКИ: БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ В СЕТИ! - Вичугские новости Как известно, чем шире и активнее интернет-паутина, тем больше в ней «пауков» — разного рода мошенников, разводящих людей на деньги различными способами.
17.12.2018 Вичугские новости
Thumbnail Image 1 - Ivanovo.Info ДТП произошло 15 декабря на Старокурьяновской улице областного центра. 20-летний молодой человек, не имея водительского удостоверения, в состоянии алкогольного опьянения не справился с управлением автомобиля «Тойота Камри».
17.12.2018 Ivanovo.Info
В память о трагедии в Армении (ВИДЕО) - Приволжская правда 7 декабря исполнилось ровно 30 лет страшной трагедии в Армении. В 1988 году там произошло мощное землетрясение, в эпицентре которого находился город Спитак.
17.12.2018 Приволжская правда
Следственным отделом по г.Кинешма СУ СК России по Ивановской области завершено расследование уголовного дела в отношении 16-летнего жителя Заволжского района.
13.12.2018 Газета Авангард
Рано или поздно, но деньги, нажитые преступным путём, приводят их обладателей на скамью подсудимых В корреспондентской работе часто бывает так, что в ходе подготовки материала часть информации остаётся, что называется,
10.12.2018 Шуйские Известия
Следственным отделом по г. Кинешма СУ СК России по Ивановской области завершено расследование уголовного дела в отношении 27-летнего мужчины, проживавшего в г. Кинешме.
12.12.2018 Приволжская правда
Вечером 16 декабря в Успенском кафедральном соборе города Иваново митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф совершил Параклисис - молебное пение с акафистом иконе Божией Матери «Скоропослушница».
16.12.2018 Иваново-Вознесенская епархия
Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в день проведения «объединительного собора» - Иваново-Вознесенская епархия На портале «Иисус» опубликован комментарий председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, посвященный так называемому объединительному собору,
15.12.2018 Иваново-Вознесенская епархия
 Один из двунадесятых праздников Православной Церкви (Фото: psv, Shutterstock) Великий христианский праздник Введение (входа) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии относится к двунадесятым не
04.12.2018 Газета Авангард
Узнать больше об истории и облике города, его обычаях и традициях предлагает новая книга игумена Германа (Дворцова) — настоятеля кохомского Свято-Благовещенского прихода.
28.11.2018 Наше Слово
На один кинозал в Кинешме стало больше - 168.Ru Кинозал клуба «Октябрь» открыл свои двери. В Кинешме произошло долгожданное событие — в клубе «Октябрь» начал работать современный цифровой кинозал , в котором можно посмотреть новые фильмы в 3D формате.
17.12.2018 168.Ru
В воскресенье, 9 декабря, в Анькове прошёл районный фестиваль-конкурс подростковых и молодёжных объединений «Радуга».
14.12.2018 Звезда
Вновь победа! - Администрация Вновь победа! 16 декабря в спортивном зале ДЮСШ прошел межмуниципальный Новогодний турнир по волейболу среди девушек 2003г.р.
17.12.2018 Администрация
В Ивановской области проводится опрос «Спортсмен года - 2018». Поддержим кинешемских спортсменов!!!
17.12.2018 Администрация
БИАТЛОН - Администрация Биатлонисты ДЮСШ "Звёздный" принимают участие во Всероссийских открытых соревнованиях «Кубок А.Богалий – SKIMiR».
17.12.2018 Администрация
Через упорную борьбу к победе Во дворце спорта Шуйского филиала ИвГУ уже в восьмой раз прошли традиционные игры по мини-футболу на кубок глав города Шуи и Шуйского района среди ветеранов.
15.12.2018 Шуйские Известия
В Ивановском доме национальностей состоялся «круглый стол» по вопросам взаимодействия национальных культурных автономий с Администрацией областного центра - Администрация г. Иваново Встреча в формате «круглого стола» с представителями национальных культурных автономий находящихся на территории города Иванова прошла 14 декабря на базе Ивановского дома национальностей.
17.12.2018 Администрация г. Иваново
На минувшей неделе в Шуе и Шуйском районе было зарегистрировано 4 дорожно-транспортных происшествия, в которых пострадали два человека.
17.12.2018 Городской округ
В субботу вечером на улице Школьная в селе Ново-Талицы 45-летний местный житель, управляя автомобилем «Киа-Рио», совершил наезд на переходящего проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу 11-летнего мальчика.
17.12.2018 УМВД Ивановской области
Главное за неделю: рабочая встреча главы региона Станислава Воскресенского с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, общение губернатора с жителями области, открытие детского технопарка «Кванториум.
17.12.2018 Газета Авангард