Андрей Плахов: «Кинорежиссеры масштаба Тарковского есть в России»

Интервью с человеком, который решает, что покажут на «Зеркале» Имя Андрея Плахова известно всем кинематографистам и любителям серьезного кино в России и за ее пределами. Кинокритик и киновед, авторитетный деятель международного фестивального движения, президент Международной федерации кинопрессы, обозреватель ИД «КоммерсантЪ», чьими рецензиями зачитываются киноманы. Для ивановцев Плахов интересен прежде всего тем, что именно он отбирает фильмы, которые будут показаны в рамках кинофорума «Зеркало». Программный директор кинофестиваля им. Андрея Тарковского дал Chastnik.ru эксклюзивное интервью.


Андрей, для любителей кино профессия кинокритика – это работа мечты. Вы смотрите множество интересных фильмов, бываете на всех значимых фестивалях. А есть какие-то минусы?

Свои минусы, разумеется, есть, и их много. К сожалению, очень часто приходится заниматься не только тем, что интересно, а тем, что нужно. Но мне кажется, так происходит в любой профессии. Например, режиссер должен львиную долю своих усилий направлять не на творчество, а на поиски финансирования. Плюс еще профессия критика сложна тем, что это всегда непротые отношения с людьми. Ты критикуешь кого-то, он обижается. И у меня очень осложнились отношения со многими режиссерами, кинематографистами. Но это я рассматриваю как неизбежные издержки профессии, иначе быть не может.

Вы видели столько фильмов – хороших и не очень, вы разбираетесь в кино. Никогда не хотелось снять что-то свое?

Сейчас уже нет. Может быть, когда-то хотелось, но этого не произошло, и я вполне себя нашел в своей профессии, которая, конечно же, отличается от профессии режиссера.

Вы человек в кинематографическом мире известный и бываете на самых престижных фестивалях. «Зеркало» - все же кинофорум локальный, тем не менее, вы согласились курировать его и подбирать конкурсную программу...

Фестиваль привлек меня своей направленностью: здесь представлено авторское кино, я его люблю и всегда поддерживаю, мне интересно, как оно развивается в современных условиях.

То есть оно, на ваш взгляд, не угасает?

Нет, наоборот, оно возрождается! Хотя развитие непростое, очень много трудностей на этом пути. Но, тем не менее, я чувствую, что серьезное кино ищет новые формы. Кроме того, фестиваль, разумеется, привлек меня именем Андрея Тарковского. Оно для меня очень много значит.

Как и для многих кинематографистов, особенно старшего поколения…

И молодых. Я сегодня это наблюдаю и удивляюсь. Например, страстный поклонник Тарковского - наш председатель жюри Амат Эскаланте – мексиканский режиссер, принадлежащий к молодому поколению, но уже очень заслуженный. Он получил международные награды в Каннах, Венеции, он снимает кино, абсолютно не похожее на фильмы Тарковского. Оно достаточно жестокое, с эротикой, насилием, и совершенно не факт, что его фильмы понравились бы Тарковскому. Но вдруг в разговоре с этим режиссером неожиданно выясняется, что он внутренне чувствует какую-то перекличку с идеями нашего великого режиссера, с его творчеством, и именно поэтому он согласился приехать на этот фестиваль.

Вы знали Андрея Тарковского?

Лично я его практически не знал, видел всего раза два в жизни. Но так получилось, что в Москве я довольно долго жил в доме, где он жил в свое время со своей первой женой и сыном Арсением. Конечно, какую-то свою внутреннюю связь с ним я в первую очередь ощущал через его ильмы. Но и через это соседство – тоже. Поэтому фестиваль «Зеркало» очень важен для меня еще и потому, что он связан с памятью об этом великом человеке.

Раз уж мы затронули тему творчества Тарковского, скажите, есть ли на ваш взгляд сегодня в России режиссеры, которых можно хотя бы отчасти сопоставить с ним по масштабу?

Я думаю, что такие режиссеры есть. Конечно, у каждого творца своя судьба и своя миссия в жизни, у Тарковского она особая, это стало ясно уже пост-фактум. В каком-то смысле он даже повторил ситуацию из фильма «Жертвоприношение», потому что действительно принес себя в жертву искусству, высоким идеям, очень рано ушел из жизни, это было тоже не случайно. Поэтому не стоит, наверное, говорить о каком-то прямом наследовании. Но вполне можно - о том, что есть режиссеры, которые по своему духу, по амбициозности художественных задач, которые они ставят, по силе таланта продолжают тот ряд, который открывает Тарковский.

Вы могли бы кого-то назвать?

Конечно. Таких режиссеров немного, потому что вообще талантов не так уж много. Но в первую очередь я бы назвал, конечно, Александра Сокурова. Его Тарковский отчасти даже благословил в кино. И он не стал подражателем Тарковского, они совершенно разные художники – и по стилю, и по мироощущению. Тем не менее, очень сильная связь все равно ощущается, и это очень интересное развитие принципов авторского кино уже в конце 20 - начале 21 веков.

И второй режиссер – это Андрей Звягинцев, который тоже чрезвычайно интересно и плодотворно работает, добился очень серьезных результатов. По многим параметрам можно проследить его родственность Тарковскому. Хотя, опять же, он другой – но каждый серьезный художник отличается, их впрямую сопоставлять нельзя, тем не менее, какая-то внутренняя связь существует.

Как бы вы определили эту связь?

Это высокая художественная планка, которую они сами себе ставят. И то, что они увлечены и заняты преимущественно постановкой и решением духовных задач, заняты созданием кинематографа, который говорит о духовных вещах, а не ставит перед собой задачи развлечь или даже отразить какую-то социальную реальность. Конечно, и это не исключено, но, тем не менее, главная задача - из области духовной.

К сожалению, зритель зачастую лишен возможности увидеть кино такого плана. Если в Москве и Санкт-Петербурге подобные фильмы еще идут в прокате, в провинции их нет. Увидеть интеллектуальное, духовное кино можно разве что на таких фестивалях.

Это проблема серьезная, и есть разные пути подхода к ней. Один – это фестивали. Собственно, в этом одна из причин, по которой мы делаем «Зеркало», стараемся его сохранить и развивать. У нас тоже все непросто, есть ряд трудностей, но мы стараемся этот фестиваль держать на определенном уровне.

А второй способ – это развитие сети альтернативного проката, которая сможет показывать фильмы не только коммерческие. Потенциальная аудитория для таких фильмов есть, я уверен, просто с ней надо работать, а это труднее, чем работать с обычной аудиторией.

Развивать такую сеть должно государство? Но вряд ли оно будет этим заниматься.

Да. Но сейчас компания нашего известного бизнесмена Александра Мамута занимается программой развития такого альтернативного проката, в том числе и арт-хаусного. Планируется открыть ряд кинотеатров в разных городах страны. Они надеются создать сеть кинотеатров, где хотя бы какой-то небольшой зал будет отдан фильмам более сложным, более специальным. Если это получится, будет здорово. 

Подготовила Елена Аверьянова.


14:11, 26 Июня 2017 +28
 
По теме
В Иванове пройдет конкурсный показ Всемирного фестиваля уличного кино В рамках мероприятий, приуроченных ко Дню российской молодежи,
Жюри кинофестиваля отметило фильмы из России и Китая Обладателями Гран-при XI Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало» впервые стали два фильма – российский «Теснота» режиссера Кантемира Балагов
Мероприятия, посвященные памяти кинорежиссера Андрея Тарковского, прошли в субботу на родине мастера, в Юрьевце.
Состоялось Первенство по волейболу памяти майора внутренней службы М.А. Бетилгиреева - Городской округ Вичуга 28 марта в с по рткомплексе «Ногинец» состоялось открытое Первенство  по   волейболу  памяти Муцы Бетилгиреева – майора внутренней службы, заместителя начальника вичугской  по жарной части,
Городской округ Вичуга
Региональный этап «Профессионалы» 2024 -день 1 - Медицинский колледж 26.04.24 г. прошел первый конкурсный день Регионального этапа по профессиональному мастерству «Профессионалы» 2024 в Ивановской области по компетенции «Медицинский и социальный уход».
Медицинский колледж
Подведение итогов деятельности досугового объединения "Сударушки" - Центр соцобслуживания населения 28 марта в Наволокском комплексном центре социального обслуживания населения прошло мероприятие по подведению итогов деятельности досугового объединения «Сударушки» за год.
Центр соцобслуживания населения
Бенефис читателя - Библиотека для детей и юношества 27 марта 2024 года в рамках Недели детской и юношеской книги сотрудник отдела отраслевой литературы провела праздник «Бенефис читателя» для ребят детского сада N 29 города Иваново.
Библиотека для детей и юношества