В народном календаре 16 сентября – Василиса, Домна доброродная, Домнин день. Православная церковь вспоминает мученицу Василиссу, пострадавшую в возрасте 9 лет за веру во Христа при императоре Диоклетиане. До XVIII века в русских жития святых Василиссу называли Васса или Василиса.
Из-за доноса, святая была схвачена и приведена к перфекту Александру, который пытался уговорить девочку отречься от веры и поклониться языческим идолам, но его попытки были безуспешными. Тогда перфект приказал предать Василису страшным пыткам: её били по лицу, раздели догола и подвесили за ноги вниз головой, жгли огнем и окуривали серным дымом. а затем бросили в горящую печь. Мученица, сотворив крестное знамение, вышла из огня невредимой. Затем её отдали на съедения диким зверям, но они не тронули святую.
Впоследствии перфект отпустил девочку, а сам уверовал во Христа, остаток жизни провел в покаянии. После пыток Василисса вышла за город и, стоя на камне, совершила молитву. По её просьбе из камня забил целебный источник, вода из которого в дальнейшем исцелила многих христиан. Возле этого камня мученица мирно умерла. Похоронил её епископ Антоний.
Ещё в этот день почитается память священномученика Анфима Никомидийского и других мучеников, в том числе и девы Домны. Все они пострадали во время гонений на христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане.
В народе дату 16 сентября прозвали день Домны. Было принято наводить порядок в доме, в сарае и в амбаре. Считалось, что это поможет приобрести благополучие на осень. Хозяйки жгли изношенные и ненужные вещи: «Что уже не впрок стало – Домна вместе с картофельной ботвой на грядке сжигала». В доме прибирали всю рухлядь. Вещи перестирывали и приводили в порядок, а что негодным стало, раздавали бедным или сжигали на огороде.
У наших предков старые вещи ассоциировались с наступившей осенью, со старением года, увяданием природы, увеличением темного времени суток и надвигающимися холодами. Весной же природа пробуждалась от зимней спячки, дни становились длиннее и теплее. Все это настраивало на обновление и преображение жизни, в том числе и её предметной стороны.
Важно обратить внимание на ещё одну черту земледельческого сознания, сохранявшего взгляд на старое и новое. Старинные порядки, традиционные обряды и старые вещи – все это связывалось со «своим» и воплощало идею надежности. Новое же было непонятным, пугающим и даже опасным. Оно ассоциировалось с молодым, активным, энергичным, но не совсем надежным. По этой причине в крестьянском быту высоко ценились старинные вещи и старые родительские дома.
Отживший свой срок предметы не сразу выбрасывали. Их относили на чердак, складывали в сараи. Эти вещи служили своего рода памятью семьи, дома, связью с предками. Они по-своему охраняли жилище и его обитателей.
Именины сегодня празднуют: Константин, Николай, Иван, Алексей, Сергей, Доминика, Василиса, Михаил, Ефим, Петр.