В афише VI Международного фестиваля малых театральных форм были постановки коллективов из многих городов России, Франции, Ирана, Казахстана и Армении
Один актер на фоне черного занавесаТеатр малых форм предполагает показ одноактных спектаклей, литературных композиций и скетчей, в которых занято от одного до трех человек. Чаще всего действо показывают в малых залах, в приспособленных помещениях, например в фойе, а в Кинешме в этом году – даже в театральном буфете.
В таком необычном пространстве зрители увидели "Счастливую Шарлотту" в исполнении заслуженной артистки Татарстана Елены Калагановой. Декораций никаких, к зрителям она вышла с чемоданом, в котором – атрибуты для фокусов. Решение режиссера Родиона Букаева – сложное для актрисы: это диалоги со зрителями, требующие мастерства и мгновенной реакции. Калаганова справилась, увезла приз за лучшую женскую роль.
Лучшим моноспектаклем жюри признало работу Молодежного театра "Предел" из Скопина Рязанской области "Живые мощи". В основе постановки о долготерпении русского человека, его стойкости в жизненных невзгодах – рассказ Тургенева.
Меня удивил выбор текста для моноспектакля заслуженного артиста Михаила Морозова из Санкт-Петербурга – путевые заметки Пушкина "Путешествие в Арзрум". Они требуют медленного чтения. А тут – моноспектакль… Актер в темно-сером костюме выходит к публике на фоне черного занавеса. Разве что рубашка белая. Глазу зацепиться не за что. Но Морозов "взял" зал уже на третьей минуте, когда раздались аплодисменты. Один из секретов исполнителя в том, что пушкинский текст звучал, как рассказ актера о себе. Искренне.
До сцены дошла тема беженцевВ жюри организаторы пригласили авторитетных специалистов. Я спросил у них, отвечает ли современный театр на запросы общества.
"Актуально прозвучал спектакль из Луганска "Академия смеха" ("ИГ" подробно писала о нем 27 августа. – В. М. ), – отметил председатель жюри, театральный критик, историк театра, член экспертного совета национальной премии и фестиваля "Золотая маска" Нияз Игламов. – В последнее время злободневной стала тема беженцев, вынужденной эмиграции. Конечно, жалко, что такое в мире происходит. Но театр должен на это откликаться. Как армянский "Арммоно" спектаклем "В Канаду с двумя чемоданами". И "Скрипка Ротшильда" МТЮЗа тоже из этого числа. Тема женского одиночества при живом муже, что показала петербургская филармония в "О чем молчит женщина", тоже волнует людей. Прекрасный спектакль показали хозяева – "Пиковую даму".
"В театр я прихожу за диалогом, и для меня важна моя сопричастность с теми проблемами или темами, которые звучат со сцены, чему бы они ни были посвящены: теме любви, верности, человеческого добра или зла, теме предательства , – говорит преподаватель ГИТИСа и Высшей школы деятелей сценического искусства Екатерина Морозова. – Программа фестиваля достаточно многообразна и отвечает на многие запросы общества. На тему сегодняшних реалий откликается, например, спектакль владимирского театра "Voзле синих Zвезд". Проблема одиночества звучит в спектакле из Франции, сыгранном актрисой Альфиёй Фабр. Про отношения в браке, в частности, ярко рассказано в работах коллектива русского театра из Костаная (Казахстан) "Свободная пара". И здесь стоит сказать, насколько тонкий в Кинешме зритель, насколько внимательно слушает всё, что говорят со сцены. Волнующая тишина в зале свидетельствует о том, что у зрителя есть потребность в разговоре. Благодарность в виде оваций, которые были практически после каждого спектакля, подтверждает, что ответы на свои запросы зритель получил".
"Спектаклей, которые резонируют с проблемами, болевыми точками современного общества, было немного, – напротив, считает руководитель театроведческого курса ГИТИСа, член экспертного совета "Золотой маски", автор пьес и режиссер Александр Вислов. – Но были. И в первую очередь надо назвать "Академию смеха". Случается, что режиссер находит материал, который созвучен его внутренним болевым точкам. Тогда и загорается искра, которая зажигает публику. Конечно, некоторые темы сейчас опасны, токсичны".
Главные призы помог выиграть ПушкинГлавную награду фестиваля – приз за лучший спектакль – жюри отдали работе московской "Школы драматического искусства" "Граф Нулин" по поэме и стихам Пушкина. Лучшим ансамблем признаны актеры кинешемского театра, сыгравшие "Пиковую даму" (опять же – по Пушкину). Приз "За лучшую мужскую роль" увез актер Луганского академического музыкальнодраматического театра Виталий Лясников, исполнивший роль цензора в "Академии смеха".
"Меня всегда поражала Кинешма (я не знаю другого такого города), где даже, на мой взгляд, довольно слабый спектакль принимают радушно. Здесь очень умная публика. Это во многом потому, что в театре такой руководитель, как Наталья Суркова, – считает Нияз Игламов. – Видно, что фестиваль, прежде всего, – праздник для горожан. Он развивает зрителя. И потому это социально эффективное мероприятие".
"Когда фестиваль только появляется, ему необходимо укрепиться со своей концепцией как в сознании зрителей, так и в профессиональной театральной среде. Вторая задача – создать пул коллективов, в которых заинтересован фестиваль. И на сегодняшний день "Островский ФЕСТ" эти задачи для себя сформировал, – уверена Екатерина Морозова. – Хочу посоветовать организаторам в будущем быть более требовательными к участникам фестиваля с точки зрения качества спектаклей, их свежести. Я предложила бы расширить программу: проводить круглые столы, обсуждения для большего числа зрителей".
"Этот фестиваль для меня – один из самых демократичных, – сказал директор Международного режиссерского фестиваля-мастерских, профессор МГУ, доцент института имени Щукина Вячеслав Терещенко. – Наталья Суркова стала той динамо-машиной, локомотивом, благодаря чему сформулировали концепцию фестиваля. Она распахивает руки: "Ребята, приезжайте к нам!" Кинешма – это театр, а вокруг этой известной в России и за рубежом доминанты – город. Это дорогого стоит. У театра – прекрасный репертуар, здесь ставят замечательные режиссеры, создана студия, где занимаются около ста человек. Когда в кулуарах общался с сотрудниками приехавших на фестиваль театров, все отмечали четкую работу администрации, монтировщиков и тех, кто отвечает за свет, звук. На открытие приезжал губернатор. Это редчайший случай в театральной истории России. Говорил он коротко, ясно, по существу. В том числе о дальнейшей жизни этого фестиваля, о своей поддержке его".
Владимир МАРТЫНОВ