Как правило, в небольших провинциальных российских городах, таких, например, как наш Фурманов, наблюдается высокий уровень духовности среди интеллигенции, молодежи. Не удивительно, что многие считают нашу малую родину настоящей кузницей талантов, которая «поставляет» стране художников и писателей, музыкантов и поэтов. А еще наш город на протяжении целого столетия славится как город театралов. К сожалению, сейчас мы не можем с точностью, постранично, восстановить историю Фурмановского театра - слишком мало осталось свидетелей и участников давних спектаклей, да и отыскать их следы уже не просто. Но вспомнить хотя бы некоторые эпизоды театральной жизни, восстановить ход тех давних событий, мы просто обязаны.
«Издательский Дом Николаевых» выпустил очередной журнал «Краеведческий вестник», в котором описываются факты, публикуются иллюстрации, посвященные истории театральной жизни города Фурманова ХХ века. Материалы этого номера основаны на статьях, заметках, рассказах, опубликованных в разные времена на страницах «Новой жизни», а также - на воспоминаниях наших современников - бывших режиссеров, актеров и постановщиков народного театра. «Краеведческий вестник» предлагает фурмановцам посмотреть очень интересные копии фотографий, отражающих театральную жизнь города, театральные афиши и программки прошлых лет. Все это позволяет нам мысленно проследить основные вехи истории фурмановского театра, который более века поддерживал и объединял людей, тяготеющих к драматическому искусству.
«Театр! Это слово и то, что оно обозначает, знакомо и близко буквально всем живущим под солнцем - самым главным прожектором, освещающим нашу сцену - Землю.
Сказал же Уильям Шекспир: «Весь мир - театр, а люди в нём актёры». Великие слова и совершенно справедливые. Ведь с самого, самого первого появления человека на свет начинается театр... Большое сплошное представление: «Дочки-матери», «Казаки-разбойники», «А я дневник дома забыл»...
И гримируемся (макияж по-современному), шьём костюмы, покупаем в квартиру декорации. Короче, ежедневно, ежечасно то пытаемся изображать из себя большого умника, то прикидываемся дурачком, то есть играем роли перед родными, друзьями, начальством или, на худой конец, перед зеркалом.
Вообще театр - это наше ВСЁ!»
Автор этих строк (которые мы публикуем в сокращении) - Лев Александрович Крылов - отдал театральному коллективу города более тридцати лет своей жизни. Он был актером, заведовал постановочной частью, был художником, режиссером народного театра. На его счету такие замечательные спектакли, которые люди помнят до сих пор: «Иркутская история» (А. Арбузов), «Смех и слезы» (С. Михалков), «Свои люди - сочтемся» (А. Островский) и многие другие. Лев Александрович имеет многочисленные профессиональные награды: Звание лауреата 1 и 2 Всесоюзных фестивалей самодеятельного художественного творчества трудящихся, Диплом Лауреата за достижения в области народной культуры - и правительственные: юбилейную медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина знак «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ. У нас в городе этот творческий человек хорошо известен, ведь он и сейчас постоянно находится в гуще событий.
Лев Александрович - наш современник. А история театральной жизни города Фурманова уходит своими корнями в далекое прошлое. И в «Краеведческом вестнике», в воспоминаниях Варвары Каляскиной, активной участницы фурмановских драмколлективов мы читаем:
«Тяга к драматическому искусству у фурмановцев зародилась еще до Октябрьской революции. Но тогда оно было доступно только избранным. Так, например, при училище бывшего фабриканта Павлова силами местной интеллигенции уже ставились спектакли в 1913 году. Об этом свидетельствуют заметки в губернской костромской газете «Костромская жизнь». Некто Гулинский описывает, как был создан любительский драмкружок из местной интеллигенции и администрации фабрики. Раз в год приезжали в фабричный посёлок профессиональные артисты из Москвы.
С 1917 года при школе фабриканта Павлова (ныне школа ФЗУ) очень активно работал любительский драмкружок. Наиболее активными участниками этого кружка были Г.Т. Соловьёв, И.Д. Завёрткин, Л.И. Капацинская, ведущая главные роли, Е.В. Бухтина, А.М. Шандор, З.А. Шатрова, А.А. Зайцев, А.С. Яблокова. Они ставили большей частью классические пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова и А.М. Горького.
Любовь к драматическому и музыкальному искусству прививала детям Ф.Д. Медведева. Под её руководством были поставлены чудесные спектакли-сказки для школьников в 1917-1920 годах.
Был создан большой детский хор под управлением Ивана Львовича Аристова. В Павловской школе детским хором руководил Николай Евсеевич Катаев. Хор сопровождал спектакли.
В 1919-1921 годах в зале училища бывшего фабриканта Горбунова также действовал драмколлектив под руководством Д.Н. Рвалова. Его постановки «Дети Ванюшиных», «На дне» Горького имели огромный успех. В 1922 году сюда был приглашён режиссёр-профессионал В.В. Волохов. Драмколлектив стал называться театром имени Островского. Он ставил серьёзные вещи с богатыми декорациями: «Василиса Мелентьева», «Гроза», «Лес», «Бесприданница» и другие. В главных ролях участвовали И.А. Зайцев, А.А. Зубков, Н.А. Борзов, В.В. Бухтин и другие. В женских ролях выступали Л.И. Скворцова, А.А. Мазура, В.А. Севастьянова, Е.П. Смирнова. Большинство участников получали зарплату и продовольственный паёк. Художественное оформление готовил Д.А. Трубников. Театр активно работал до 1924 года.
В театр потянулась рабочая молодёжь - комсомольцы, из которых в 1923 году была создана драматическая студия. Сюда вошли М. Курицын, Ю.В. Сметкина, Н. Бачигин, Михаил Трескин, Мария Бочмарёва - бессменный суфлёр, Михаил Соколов, В.И. Соколова, Е.И. Рубцова, А.П. Шуклина, Маруся Тетерина, М. Конопалов, Сеня Смирнов и другие. Ими руководил С.М. Крепуско.
В 1923-1924 годах детские спектакли продолжала ставить А.И. Трубникова, жена художника. Ею были поставлены очень красочные спектакли «Финист - ясный сокол», «Белая и красная роза», «Подснежник».
В 1929 году в городе Фурманове построен специальный драматический театр, ныне кинотеатр «Дружба». Здесь работала уже профессиональная труппа. Художником-декоратором был Дмитрий Алексеевич Трубников. Любимыми артистами публики стали Аршанский и Строганов.
На фабрике № 1 был создан драмкружок. Он работал под руководством Н.В. Канунова. Участвовали молодые рабочие и служащие. Пьеса Островского «Без вины виноватые» прошла с большим успехом. В пьесе «За тех, кто в море» участвовали В.М. Махалов, его жена Ангелина Петровна, рабочий Василий Сазанов, сотрудник редакции О.А. Горюнов, некоторые другие.
После Великой Отечественной войны при клубе фабрики № 1 был создан детский сектор. Руководителем до 1964 года являлась С.Г. Рябинина.
В 1950 году при клубе фабрики № 2 был создан сильный драмкружок с режиссёром В.И. Дубравиной. Она поставила спектакль по пьесе А.М. Горького «Васса Железнова», который высоко оценили на областном смотре. С этим спектаклем они были приглашены в Москву, где тоже получили хорошую оценку.
В 1956 году сложился новый драмкружок при клубе фабрики № 1. Сюда пришёл в качестве постановщика инспектор гороно Л.С. Новиков, большой любитель драматического искусства. Вместе с ним приглашены учителя М.М. Чистякова, Л.Г. Коровкин, старейшие любители Е.И. Рубцова, А.С. Яблокова, В.М. Носов, директор клуба С.В. Бубнов. Спектакль А.Н. Островского «Гроза», поставленный тогда, получился очень слаженный, яркий. Затем был поставлен спектакль «Без вины виноватые» Островского. После названных спектаклей в кружок влилось молодое пополнение. В результате был подготовлен спектакль «Кремлёвские куранты» Погодина. Роль В.И. Ленина исполнял способный художник Л.А. Крылов. Парик и грим сделал гримёр Ивановского драматического театра Коган. Роль инженера Забелина очень ярко исполнил Валентин Антонов, тоже довольно способный самодеятельный артист. В роли английского писателя Уэльса выступил ветеран самодеятельности И.Д Завёрткин. Пьеса прошла с огромным успехом.
Спектакль «Барабанщица» Салынского ставился раз двенадцать. Участники драмкружка выезжали в Приволжск, Плёс и Дуляпино.
Особенно прославился драмколлектив постановкой монтажа «Годы огневые» о жизни и работе М.В. Фрунзе и Д.А. Фурманова. Спектакль получился очень яркий, массовый. В нём участвовало 60 человек. Главные роли исполняли: Р. Эрлихман - Фрунзе, роль Фурманова - совсем молодой человек Женя Ледов. После исполнения этой роли он поступил в театральное училище при Ярославском академическом театре. Роль Чапаева была прекрасно исполнена Валентином Антоновым. На спектакль приезжали родственники Фурманова, писатель А. Исбах. Они были очень довольны игрой участников постановки.
Все четыре спектакля пошли на областной смотр. В феврале 1962 года драмколлективу было присвоено звание народного театра.
Руководить народным театром было поручено способному, опытному режиссёру Анатолию Александровичу Балякину. Он же - художник-декоратор. Под его руководством были подготовлены спектакли «Блудный сын», «Таня», «Два цвета», «Четверо под одной крышей», «Бумеранг». Во всех спектаклях в главных ролях участвовали Л.Крылов, И.Д. Завёрткин, Л.Г. Коровкин.
С 1964 года при детском секторе этого клуба был организован драматический коллектив под моим руководством. Мною были подобраны более способные ребята из разных школ города. Всего было набрано 50 человек.
К февралю 1967 года, к пятилетнему юбилею народного театра, подготовлен спектакль «Игла и штык» А. Галиева. В нём участвуют почти все прежние участники драматического коллектива.
Самодеятельность и взрослых трудящихся, и их детей в Фурманове продолжает развиваться, привлекая новые силы».
Газета «Новая жизнь»
от 18 января 1967 года
Как рассказывает в своих воспоминаниях Лев Александрович Крылов, с начала 1962 года драматический коллектив клуба фабрики №1 стал называться «Народный театр»:
«Театральные программки печатались в Ивановской типографии. Эмблему народного театра придумал я. Документы о присвоении театру звания пришли только в 1962 году. Зал всегда был переполнен, спектакли собирали аншлаг. «Кремлёвские куранты» ставили 29 раз. Спектакль готовился в течение года. Один спектакль мог ставиться на сцене около 12-14 раз. В месяц игралось два, три, четыре спектакля.
В 1963 году Зиновий Эрлихман уехал из нашего города, а театр возглавил Анатолий Александрович Балякин. Он был человеком, очень преданным театральному делу, трудолюбивым в самой высокой степени. Его постановки отличались тщательностью, большим уважением к слову автора, добротностью декораций, костюмов, грима и прочих аксессуаров.
Из наиболее удачных постановок Анатолия Александровича были: «Блудный сын» Э. Ранета, «Васса Железнова» М. Горького, «Разорванный рубль» С. Антонова и О. Ремез, «Таня» А. Арбузова, «Игла и штык» А. Галиева, «Бесприданница» А. Островского, «Два цвета» А.Зака и А.Кузнецова.
Театр с 1964 года по 1970 год неоднократно становился Дипломантом областных смотров.
16 марта 1968 года коллектив народного театра, отмечая 100-летие со дня рождения Алексея Максимовича Горького, поставил драму «Васса Железнова». Главную роль исполняла ветеран труда Валентина Ивановна Дубравина. Эта драма ставилась в Москве в помещении центрального дома работников искусств СССР. Была выпущена реклама, которая оповещала москвичей о спектакле драматического коллектива клуба текстильной фабрики № 1. За эту пьесу театру была присуждена Третья Всероссийская премия.
И теперь о главном - о людях-подвижниках, об актёрах театра. Я думаю, зрителю надолго запомнилась своей убедительной игрой, яркими и выразительными образами Татьяна Михеевна Добрыднева, игравшая на сцене театра с 1958 года по 1982. Её роли Забелиной в «Кремлёвских курантах» Н. Погодина, Дарьи Кондратьевны в «Свои люди - сочтёмся» А. Островского, Дарьи в «Разорванном рубле» С. Антонова и особенно Чашкиной в «Четырёх каплях» В. Розова были сыграны с исключительной правдивостью, яркостью, оригинальностью.
К корифеям сцены, безусловно, относится Иван Дмитриевич Завёрткин. Каждая роль, какую он играл, отличалась правдоподобностью. Очень хорошо принимались зрителями роли Круглика в «Барабанщице» А. Салынского, Большова в «Свои люди - сочтёмся» А. Островского, Сердюка в «Иркутской истории» А. Арбузова.
Яркую страницу в летопись актёрских удач внесли Каляскина Варвара Петровна, Гужова Варвара Александровна, Дубравина Валентина Ивановна, Коровкин Леонид Гаврилович. С большим успехом играли на сцене театра Николай Долганов, Юрий и Владимир Смирновы, Лена Козлова, Александр Щепалов, Алевтина Бухтоярова, Владимир Хохлов, Николай Люлин, Ольга Купцова.
Высокий уровень актерского мастерства показывали и новое поколение артистов театра, такие как Надежда Поздышева, Татьяна Канунова и другие.
Особенно же хочется выделить и по таланту, и по самоотдаче, и по трепетному отношению ко всему, что связано с театром, нашего лидера Валентину Павловну Крылову.
И если в нашем театре работали такие люди, значит - это был неплохой театр!»
За прошедшие годы драматический театр в Фурманове открывался и закрывался, меняя названия, но сутью оставалось все то же: радовать зрителя своими постановками, заставлять его думать, размышлять.
Днем рождения нашего народного театра принято считать 12 февраля 1962 года. В настоящее время традиции театра продолжают актеры творческого объединения «Спектр» под руководством режиссера Л.В. Ульева. Силами этого коллектива было поставлено множество спектаклей, с которыми фурмановцы не раз выступали на областной сцене. Коллектив подтвердил своим творчеством звание «народный» и по сей день радует местных зрителей замечательными постановками, о чем мы мы расскажем читателям газеты позднее. А сегодня поздравляем актеров, режиссеров, художников и постановщиков - участников театральной жизни города Фурманова всех возрастов и поколений с юбилейной датой в истории театра. И пусть в их судьбах и дальше непременно будет присутствовать театр, представления, самый главный прожектор, освещающий нашу сцену - Землю.